Урок-концерт

Печать E-mail
Автор Olga   
09.01.2012 г.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока – концерта в шестых классах


     Традиционный открытый урок по музыке проходит в нашей гимназии в торжественной обстановке, он объединяет несколько классов одной параллели – шестиклассников. Это праздник музыки, на котором ребята могут показать свои успехи в образовательной области «Искусство».
      Цель урока концерта – обобщение знаний учащихся о закономерностях возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью на материале темы шестого класса по музыке «Мир музыкальных образов». 
 

    Эта тема является для учащихся новым, более высоким уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства формы и содержания музыкального произведения. Весь предшествующий ход занятий являлся постоянным «забеганием вперёд» по отношению к этой музыкальной категории, которая позволяет учащимся вплотную подойти к обобщённому пониманию музыкального, художественного образа в разных видах искусства.
       Таким образом, подготовка к проведению подобного мероприятия началась ещё на самом первом уроке музыки в первом классе. К шестому классу учащиеся накопили большой объём музыкальных впечатлений, знаний о закономерностях музыкального искусства, о средствах музыкальной выразительности, о музыкальном языке, о творчестве выдающихся музыкантов. Ребята к этому возрасту приобрели и вокально – хоровые навыки, разучили много интересных песен. Урок – концерт – подведение итогов, обобщение результатов, стартовая площадка для новых музыкальных открытий. 
     Для достижения поставленной цели урока учителю необходимо решить следующие задачи:
- создать на уроке эмоциональную атмосферу, способствующую погружению учащихся в мир музыкальных образов;
- инициировать  проблемные ситуации;
- активизировать познавательную деятельность детей с помощью конкретных, понятных, и, в то же время интересных вопросов;
- поощрять выразительное, прочувствованное исполнение вокально – хорового репертуара.
    Оборудование:
- проигрыватель с набором дисков; музыкальные инструменты – фортепиано,  гитара; тексты исполняемых произведений. 
    

                                                                   Ход урока
     Звучит фонограмма. Романс композитора Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» А. Пушкина. Учащиеся входят в кабинет.
       У. Здоровается с учащимися, приветствует гостей, коротко объясняет собравшимся смысл необычного жанра:  урок – концерт. И сразу задаёт вопрос детям – знакома ли музыка?
       Д. Вспоминают и называют имя композитора и произведение.
       У.Какое удивительное искусство – музыка! Несколько мгновений назад, перед тем, как войти в кабинет, ребята нервничали, шумели, но вот зазвучала прекрасная мелодия, и всё преобразилось. Лица детей и взрослых просветлели, в глазах отразились добрые чувства, мечтательность, поэтичность.
      Каково же содержание этого произведения, какова главная интонация? Каков музыкальный образ? Ответы на подобные вопросы мы с ребятами искали на уроках в шестом классе, ведь тема наших занятий была?
        Д.  «Музыкальный образ» - хоровой ответ.
       У. исполняет на фортепиано припев песни А. Островского «Мальчишки и девчонки».
         А эта мелодия тоже лирическая, певучая? 
        Д. задорная, быстрая, жизнерадостная, энергичная.
        У. совершенно верно, именно такой музыкальный образ этой замечательной песни, ведь песня о вас, наши дорогие, девчонки и мальчишки.А теперь постарайтесь своим исполнением передать этот характер.
      Учащиеся стоя исполняют песню «Мальчишки и девчонки» А. Островского, слова И. Дика, учитель аккомпанирует.
      Звучит фонограмма Вальс – фантазия М. Глинки (1-2 мин)
      Д. поднимают руки и называют произведение и автора.
      У. Ещё одно прекрасное музыкальное сочинение, ещё одного русского композитора.
     Вы, конечно, вспомнили его, расскажите, что вы о нём знаете.
    Д. рассказывают об Е.Е. Керн, под влиянием глубокого чувства к этой женщине, композитор сочинил  вальс - фантазию и романс на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновение…». А  на создание стихотворения поэта вдохновил прекрасный образ А.П. Керн – матери Екатерины Ермолаевны.
    У. нам очень нравится музыка М. Глинки, мы исполним романс на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». Учитель наигрывает на фортепиано вступление к романсу, учащиеся дают определение музыкального образа, настроения романса, его содержания – лирика, мечтательность, трепетность, надежда, весеннее обновление в природе и в  душе.
     Учащиеся стоя исполняют романс «Жаворонок». Учитель аккомпанирует.
    У. Мы спели два произведения, совершенно разные по содержанию, в  разных жанрах. Это была песня и ещё?
   Д. романс, этот жанр отличает особая выразительность, в романсе тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни к природе. Романс пришел в нашу музыкальную культуру из Европы, слово это первоначально обозначало песню, исполняемую по – испански.
    У. а теперь весь мир говорит о феномене именно русского романса. На наших уроках звучало много различных романсов русских композиторов, но вот этот романс особый… Учитель напевает мелодию романса «Сирень» С.Рахманинова.
   Д. называют имя композитора, рассказывают о том, что романс написан как бы прозрачными акварельными красками, от его музыки веет свежестью раннего, весеннего утра.  Белая сирень была для Рахманинова символом далёкой родины, России о которой он тосковал на чужбине. Ключевые слова: «Там кивает сирень и смородина,
                                                                              Позови, меня, тихая Родина»
    Учитель аккомпанирует, учащиеся исполняют песню «Позови меня тихо по имени» из репертуара группы «Любэ».
   У. Благодаря удивительному музыкальному искусству, разнообразным музыкальным образам, с которыми мы познакомились на уроках, возможны чудеса перемещения во времени и пространстве. Послушайте внимательно и постарайтесь ответить: какая эпоха, какая страна, какой композитор?
     Учитель исполняет аккомпанемент «Весенней песни» И.С. Баха
    Д. называют имя великого немецкого композитора эпохи барокко, рассказывают, как переводится слово – «бах» на русский язык, приводят высказывание Л. Бетховена о величии этой личности в истории мировой музыкальной культуры: Не Ручей, Море – должно быть ему имя!
     Учитель аккомпанирует, шестиклассники стоя исполняют «Весеннюю песню» И.С. Баха, русский текст С. Гинзберг.
     У. Музыкальное наследие композитора включает в себя произведения разных жанров,  вокальные произведения инструментальные сочинения. Но мы практически сразу,без ошибки можем узнать композитора. В чём секрет? 
    Д.Величие, монументальность звучания музыки Баха. Это связано с особой формой выражения мыслей и чувств, которая получила название полифония.Дети дают определение полифоническому голосоведению, называют полифонические жанры (канон, прелюдия, фантазия, токката, фуга), вспоминают название и характерные признаки любимого музыкального инструмента Баха – органа.
                  Звучит фонограмма. Токката и фуга ре минор И.С. Баха
   У. Прошли века, но время не властно над шедеврами, музыка композиторов – классиков продолжает волновать, радовать, тревожить наши сердца. В чём секрет? Правда и красота, воплощённые в музыкальных образахсочинений великих мастеров заставляют нас сопереживать, сочувствовать, и даже плакать.
     У. наигрывает на ф – но первые такты «Лакримоза» В.-А. Моцарта.
     Д. называют произведение, автора, вспоминают жанровые особенности реквиема, рассказывают о легенде, связанной с созданием «лебединой песни» Моцарта.
     Учащиеся исполняют на латинском языке фрагмент  хора «Лакримоза» из Реквиема Моцарта, учитель аккомпанирует.
    У. Скорбная музыка, минорный лад, каждая нота плачет, вздыхает… А последний аккорд  в каком ладу звучит?
      Д. в мажоре, это дарит людям надежду, утешает, ведь жизнь продолжается.
     У. и следующее произведение настроит нас на светлое, радостное восприятие весеннего обновления природы. Музыка Н. Римского – Корсакова сочетает в себе простоту, даже наивность с удивительной выразительностью, широтой и певучестью. О каком произведении идёт речь?
     Д. говорят о фрагменте из оперы «Снегурочка», о песне Леля, об оперной традиции исполнения партии пастушка женским голосом – контральто, о выразительности и изобразительности, которые создают неповторимый музыкальный образ этой песни в народном духе.
    Учащиеся исполняют Третью песню Леля из оперы Н. Римского – Корсакова «Снегурочка», учитель аккомпанирует.
    Программу концерта продолжает исполнение шестиклассниками вместе с гостями песенного репертуара:
1. Баллада о солдате В. Соловьев – Седой, сл. М.Матусовского.
2. Ты слышишь море? А. Зацепин, сл. М. Пляцковского.
3. Песня о друге. Сл. И музыка В Высоцкого.
4. Песня гардемаринов. В. Лебедев, сл. Ю. Ряшенцева.

    Завершение урока.
    Учитель  благодарит шестиклассников за хорошую работу на уроке, за ответы на вопросы, за красивое пение. Этот урок – концерт, несомненно, помог обобщить знания учащихся по такой сложной теме: «Музыкальный образ», вернее «Мир музыкальных образов». Ведь в музыке, которая звучала на наших уроках, раскрывается многообразная картина жизни со всеми её чувствами, переживаниями, поступками человека, всего человечества, каждого из нас.
     Учитель играет на ф – но мелодию песни гардемариновиз к/ф «Гардемарины, вперёд!».  Гости аплодируют, учащиеся организованно выходят из кабинета.
 

      Анализ мероприятия.
    На уроке – концерте шестиклассники  отвечали на вопросы по теме: «Мир музыкальных образов».  Учащиеся рассказывали о творчестве отечественных и зарубежных композиторов, высказывали своё  мнение, понимание содержания музыкальных сочинений различных жанров, разных эпох. Ребята исполняли песни, фрагменты из оперы, других крупных музыкальных  произведений, они смогли показать высокий уровень вокально – хоровой подготовки.
      Родители и гости с большим воодушевлением воспринимали каждый момент урока, с удовольствием пели вместе с шестиклассниками, иногда даже сами отвечали на вопросы учителя, поддерживали аплодисментами удачные ответы,  вокальное  исполнение.
    Проблема жанра урока – концерта: несомненная калейдоскопичность, обилие теоретического материала, о котором хочется поговорить, музыкальных произведений, которые желательно послушать и спеть. Поэтому план урока, его драматургия подразумевает обозначение трёх доминант, трёх кульминаций, различных по настроению
 - токката и фуга ре минор И.-С. Баха. Величие, мощь, устремлённость к возвышенным           чувствам;
 - фрагмент из «Лакримоза» В.-А. Моцарта. Неземная красота, трепетность, печаль;
 - песня гардемаринов из телефильма «Гардемарины, вперёд!». Энергия, молодой задор, патриотизм.
    Такое построение урока – концерта обеспечивает неизменный успех,  постоянный интерес и исполнителей и слушателей. Шестиклассники и гости урока в эмоционально приподнятой атмосфере живого общения с прекрасным искусством убеждаются в том, что музыка открывает сердца людей, окрыляет ум, пробуждает самые возвышенные чувства.

Последнее обновление ( 04.05.2014 г. )
 
« Пред.

Государственная аккредитация

Государственная аккредитация 2014

Научное общество

УМКА
СПЕКТР
ЖУРНАЛИСТИКА

Телефон доверия

Телефон доверия

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Портал муниципальных усуг

Предоставление и подача заявлений

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб Минобрнауки России