Работа со словарными словами

Печать E-mail
Автор Olga   
15.10.2012 г.

Работа со словарными словами


    Эта проблема волнует и учителей, и родителей. Из повседневной практики ясно, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Для того чтобы учение было увлекательным, интересным и успешным, на разных этапах уроков русского языка использую занимательные задания, которые побуждают детей размышлять, искать и находить правильное решение грамматических задач.
   Программой начального обучения русскому языку предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, написание которых не подчиняется правилам русской графики.
Если изучение слов строится на основе традиционного принципа – запоминания, то ученики устают от монотонного повторения, неохотно заглядывают в орфографический словарь.
      Задача учителя состоит в том, чтобы сделать познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование следующих приемов. К ним можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
   Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении словарных слов должна быть положена активная работа учащихся. У детей порой возникает потребность придумывать образ для запоминания написания трудного слова. Очень важно это делать при первом предъявлении словарного слова. Образ - подсказка должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим. У школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нем.
   Эти  игровые приемы, можно использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности при проведении внеклассных занятий по русскому языку.
   Цель - организовать практическую работу над трудными словами в начальной школе.
   Упражнения позволяют учителю создать мотивацию и облегчить усвоение  трудных слов. У учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление.

Слуховые ассоциации
Ученикам предлагается придумать слово, желательно логически связанное с запоминаемым. В этом слове нужная безударная гласная должна быть ударной

- КАп, кАп, кАп, -
  Шепчет кАпуста. 
- Без дождя мне очень скучно!

                                                
 КвА! – квАртира вдруг сказала,
Малышей перепугала.
                                                                                
Игры со словами.
Лото
Изготавливаем карточку-поле размером 10*12 см, фишки пяти цветов и наборы карточек со словарными словами, в которых пропущена безударная гласная.
Методика работы.
Учитель показывает слово, написанное на одной из карточек, а ученикам предлагается закрыть поле фишкой того цвета, которым обозначается в игре пропущенная буква: а-красный, о-синий, и-зеленый, е-желтый, я-коричневый.
Например, дается слово весело. Ученик ставит фишку желтого цвета на первую строку под буквой «е». Второе слово урожай. Ученик ставит фишку синего цвета на вторую строку во второй ряд и т.д.

а о и е я
   * 
 *   

Шифровальщик.
С помощью букв в строчке и цифр в столбце зашифровать или расшифровать слово.
Например, воробей (Б8Д11), пальто (Г7Б10).
1 класс

 А Б В Г Д Е
1 жур пла де бо яц ки
2 ре мед рел даш ковь рох
3 чи да ба пе кол тет
4 ши за радь ме ги мор
5 ран ло ведь со у су
6 деж че ра на ный бя
7 ко нал ка паль ток конь
8 са во о ма бель воч
9 мо тель хоз хар роз тух
10 вод то да по та ро
11  па го ва бей ник

Воробей, ворона, горох, девочка, дежурный, завол, заяц, карандаш, колхоз, коньки, корова, лопата, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, сапоги, сахар. Собака, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель.
2 класс

 А Б В Г Д Е Ж
1 рев о ком да зин ре на
2 ло ма ди вес гу ток рю
3 кар нок пор трак по жин ва
4 тор каст яб ца жай ни де
5 вос дор бе сяц герь сок ток
6 тец ра род та су га вер
7 вать зав ка бед рех ри фель
8 ми ме кро мо ти у трак
9 пус сто пе тро рец го за
10 ла щи зем квар ро рищ во
11 се ля то си ня ли ко

Береза, восток, город, деревня, завтрак, земляника, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, комната, кровать, лагерь, магазин, малина, месяц, метро, молоток, народ, обед, овощи, овес, огород, огурец, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, пшеница, рисунок, родина, север, солома, столица, товарищ, топор, трактор, ужин, улица, урожай, яблоко, ягода.

3 класс

 А Б В Г Д Е Ж
1 ла да байн год те тор вок
2 дарь я бе фа то сн спа
3 ды зе ло эк о рес ри
4 порт наж пас зал том дат се
5 сол ав лют тель лен жир ком
6 навт зо рек би же та ли
7 фер рень го биль талл рет ро
8 ва по ми ле ди об гаж
9 рег ви смо шо гон скур мо
10 до перь бо ка рег лет биб
11 ад зонт лат од ство па фон
12 ме ня ба пра са га ко
Автомобиль, адрес, багаж, беседа, берег, билет, вагон, вокзал, газета, горизонт, директор, дорога, календарь, космонавт, комбайн, облако, около, пассажир, портрет, потом, салют, сегодня, сирень, спасибо, телефон, фамилия, экскурсия, теперь, солдат, однажды, металл, библиотека, железо, правительство, шофёр, палатка.
 

 

Последнее обновление ( 24.01.2013 г. )
 
« Пред.   След. »

Государственная аккредитация

Государственная аккредитация 2014

Научное общество

УМКА
СПЕКТР
ЖУРНАЛИСТИКА

Телефон доверия

Телефон доверия

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Портал муниципальных усуг

Предоставление и подача заявлений

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб Минобрнауки России